От вуза к производству: результаты опроса
Опыт последнего десятилетия показал, что выход из длительной стагнации, охватившей текстильную отрасль возможен только с интенсивным развитием не только обновляющихся технологических процессов, но тенденций текстильного дизайна. Российский текстильный дизайн должен соответствовать современным международным трендам, идти в ногу со временем, восстанавливая свои позиции на мировом рынке и захватывая новые рынки сбыта. В этом направлении возможно отметить позитивный опыт - результат деятельности целого ряда отечественных дизайнерских групп, благодаря которым российским производителям открылось, впервые после многолетнего кризиса открылось широкое международное пространство.
В результате проведенного нами опроса в ноябре 2021 г., среди участников которого были вузы и СПО, связанные с подготовкой дизайнеров для текстильной области, охватившие огромные пространства России от Петербурга и Архангельска до Владивостока: Казанский национальный исследовательский технологический университет, Московский государственный институт культуры, Ивановский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Дальневосточный федеральный университет, РГУ им. А.Н. Косыгина, Британская Высшая Школа Дизайна (Universal University), ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева", Южно-Уральский государственный университет, Омский государственный технический университет, институт Дизайна, экономики и сервиса, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова и ее филиалы, Московский Политех, ЗАО "Народные художественные промыслы Беломорские узоры"", Театр Детской Моды Ольги Стахеевой.
Результаты опроса показали, что на вопрос «Какая помощь нужна для развития деятельности кафедры?» - наиболее часто отмечалась необходимость более тесной связи с дизайнерами-практиками, производственными компаниями и предприятиями с целью возможного прохождения учебной и преддипломной практики на их базе и последующего трудоустройства выпускников, закупку нового оборудования и расходных материалов.
Перспективы развития текстильного дизайна в России участники опроса видят как сложную задачу, однако отмечают тенденцию к росту числа небольших, но перспективных дизайнерских брендов с вполне конкурентоспособным продуктом, к которому возрастает интерес потребителя. Конечно, чтобы эта тенденция стала стабильной, нужна помощь и поддержка, прежде всего, со стороны государства. Одной из проблем информаторы называют отсутствия собственного сырья и большие угрозы со стороны стран Азии, которые активно освоили все этапы текстильного производства и скоро получат конкурентные преимущества перед российскими производителями. Особенно перспективной линией развития текстильного дизайна информаторы называют концептуальное направление: эксперименты с текстильными волокнами, трансформация текстильной поверхности из двухмерной и трехмерную и др. Безграничная компьютерная печать на любых текстильных поверхностях – также очень перспективное направление.
Одну из перспектив участники опроса видят в развитии направления эко-дизайна, использование элементов традиционного регионального народного искусства.
Один из вопросов проведенного социологического исследования звучал как «Что нужно сделать, чтобы профессия текстильного дизайнера стала одной из наиболее востребованных в креативной индустрии?". Ответы прозвучали очень разнообразные – от упрощенного взгляда на проблему, решение которой видится только в увеличении зарплаты, до хорошо обоснованных рекомендаций, которые могут быть учтены министерствами и ведомствами.
В числе хорошо аргументированных рекомендаций:
- популяризировать, используя современные PR-продвижения и поощрять профессию текстильных дизайнеров;
- давать возможность тесной коллаборации молодых дизайнеров с известными российскими брендами и знаковыми фигурами мира моды;
- расширить меры господдержки;
- обновить методики преподавания, усилив междисциплинарный подход, дающий более широкий спектр профессиональных навыков, обеспечить трудоустройство выпускников;
- развивать легкую промышленность в стране, модную индустрию, т.к. текстильные предприятия следуют за модой, а не задают тренды, что является спецификой Российского рынка;
- развивать культуру потребления, восприятия моды как средство личного самовыражения индивида.
Примечательно, что подавляющее большинство информаторов отметили, не зарубежных, но успешных отечественных текстильных дизайнеров. Одну половину списка составляют художники-текстильщики русского авангарда, такие как Л.Попова, Л.Маяковская, О.Розанова, В.Степанова и др. С другой стороны, информаторы отметили современных отечественных текстильных дизайнеров, получивших признание на международном рынке - Ульяна Сергиенко, Кира Пластинина, дизайн-бюро Александры Калошиной, Татьяна Парфенова и др.
Примечательно, что среди современных информаторы выделяют не итальянских, но французских, скандинавских, американских и японских дизайнеров, что свидетельствует об очевидной смене трендов, национальных вкусов и приоритетов.
В опросе также принимали участие успешные российские текстильные дизайнеры, 162 человека, работающие по всей стране. (Отметим, что больше половины опрошенных работают как фрилансеры, однако совмещают основной род деятельности с работой в других сферах дизайна. Больше половины опрошенных выпускают собственную продукцию или планируют выпускать в ближайшее время.
Образование многих из опрошенных не было непосредственно связано с текстильным дизайном, поэтому на вопрос «Какая помощь вам нужна, чтобы развиваться в области текстильного дизайна?» участники опроса прежде всего отметили необходимость коммуникации внутри профессиональной среды с целью получения, систематизации и обмена специальными знаниями и сведениями о последних мировых тенденциях в области текстильного дизайна – проведение образовательных семинаров, обучение новым компьютерным программам. Необходимо налаживать коммуникации между дизайнерами, фабриками печатающими на ткани и швейными производствами. Некоторые информаторы обратили внимание на крайне малое количество площадок для продажи своих дизайнов, трудности с экономическим анализом рынка, маркетинговыми технологиями.
Также, некоторые информаторы высказали идею необходимости возрождения отечественных текстильных мануфактур, сотрудничество с большими текстильными компаниями – российскими и зарубежными.
Для текстильных дизайнеров-фрилансеров также оказалась важна доступная печать малых объемов на натуральных тканях - качественный российский принтшоп (как Redbubble, Society, spoonflower).
Некоторые из опрошенных заметили, что для развития в области текстильного дизайна также требуется финансовая поддержка государства.
Одним из важных выводов нашего статистического исследования среди текстильных дизайнеров является выявление единодушие относительно направления развития современных техник печати, т.к. абсолютно все из опрошенных на вопрос «Необходима ли вам цифровая печать ткани для вашей деятельности?» - ответили утвердительно или же словом «возможно».
Подводя итоги нашему исследованию, результаты опросов показали соприкосновение и даже общность затруднений развития отрасли текстильного дизайна и у практикующих дизайнеров и у вузов и СПО.